Пуск и остановка насосных агрегатов с управлением задвижками.
Start/stop sequence of pump units with valve control.
Частотное регулирование скорости мощных насосных агрегатов обеспечивает плавное изменение давления на выходе, что предъявляет повышенные требования к работе обратных клапанов. Плавное снижение давления может привести к их не полной посадке на место при остановке насоса. В результате отключенный насос будет вращаться и при его последующем пуске возможен нежелательный бросок напряжения и тока.
Просто спросить...?
Если есть вероятность такого события, то необходимо контролировать состояние обратного клапана (например, с помощью реле давления), запрещать пуск при отказе обратного клапана или использовать пуск насоса на закрытую задвижку.
Для мощных насосов, имеющих большой диаметр выходных трубопроводов и напорных задвижек, целесообразно при пуске выполнять открытие задвижки после выравнивания давления по обе стороны напорной задвижки. Такой пуск обеспечивает защиту от аварийной остановки электропривода напорной задвижки в результате его заклинивания от повышенного давления с одной стороны задвижки и обеспечивает успешное завершение пуска.
Ниже приведен пример экрана панели оператора СЧР, на котором отражено состояние насосных агрегатов и гидравлической системы насосной станции первого подъема, подающий воду из водохранилища на очистные сооружения системы водоснабжения города.
В СЧР контролируется давление на входе насосных агрегатов для предупреждения «холостого хода» и давление на выходе насосов, перед напорной задвижкой, для выравнивания давления с обеих сторон задвижки. Регулирование и поддержание давления выполняется по датчикам, установленным в начале магистральных трубопроводов.
Повысительная насосная станция с насосными агрегатами 800 кВт и большим статическим напором на выходе. Приводные двигатели синхронные. | Состояние технологического процесса в СЧР ПНС с автоматическим управлением напорной задвижкой при пуске и остановке (окно панели оператора СЧР). |
В автоматическом режиме по команде пуска ПЧ разгоняет электропривод насоса до установки давления перед задвижкой, равного давлению в магистральном трубопроводе. Затем происходит открытие напорной задвижки и после ее полного открытия СЧР разгоняет насос дальше, до выхода на режим поддержания заданного давления.
При остановке насоса закрытие напорной задвижки выполняется так же с выравниванием давления по обе сторон задвижки. После ее закрытия происходит полная остановка насоса.
Применение такого алгоритма пуска и остановки насосных агрегатов значительно улучшает условия работы электропривода задвижки и повышает надежность работы насосной станции.
Предложения Инженерного центра «АРТ»:
- технико-экономическое обоснование инвестиций в системы частотного регулирования насосных станций;
- комплекс работ по системам частотного регулирования насосных станций разного назначения с произвольным составом насосных агрегатов.