Активные фильтры в судовых электроустановках

Active filters in Marine & Offshore applications

Применение активных фильтров в судовых электроустановках оказывается полезным как во время плавания, так и при стоянке в пунктах базирования.

При нахождении судна в порту электроснабжение осуществляется, по возможности, от береговых подстанций. Береговые сети зачастую слабые и чувствительны к изменениям нагрузки.

Береговая преобразовательная подстанция

Береговая преобразовательная подстанция (г. Мурманск, суда ФГУП «Морспасслужба»)

Просто спросить...?

Помимо обычных для стояночного режима нагрузок (освещение, вентиляция, камбуз и др.) периодически возникают дополнительные нагрузки от пусков насосов, компрессоров, проворачивания механизмов и др.

На графиках ниже показан процесс пуска компрессора, номинальный ток двигателя которого 146 А. Измерения проводятся на вводном автомате.

Компрессор с приводным асинхронным двигателем  Измерения на вводе компрессора
Компрессор с приводным асинхронным двигателем Измерения на вводе компрессора

Пуск осуществляется переключением обмоток статора со «звезды» на «треугольник».

Ток при пуске двигателя компрессора переключением «звезда»/«треугольник»

Ток при пуске двигателя компрессора переключением «звезда»/«треугольник»

Ток при разгоне привода достигает 840 А и пятикратно превышает номинальное значение.

Мощность активная и реактивная

Мощность активная (черная линия) и реактивная (красная линия) при пуске компрессора

Мощность активная составляет в максимуме 220 кВт, а реактивная - 575 квар.

При набросах такой нагрузки происходят провалы напряжения и отключения береговой сети. Установка активных фильтров на судне вблизи ввода берегового питания позволяет скомпенсировать реактивную мощность, уменьшить полный ток и снизить риски потери питания.

Во время плавания электроснабжение осуществляется от автономных источников (валогенераторов, дизель-генераторов, генераторов газопоршневых машин и др.). При этом кардинально меняются нагрузки и состав электроприёмников. Это могут быть винторулевые колонки, подруливающие устройства, различные насосы, лебедки и др. Электроприводы судовых механизмов могут быть как переменного тока, так и постоянного тока. Мощные нелинейные электроприёмники (преобразователи частоты, управляемые выпрямители, тиристорные регуляторы и др.) оказывают существенное влияние на работу судовой сети. Компенсация высших гармоник успешно выполняется активными фильтрами.

Установка активных фильтров на судне Наладка активных фильтров на судне
Установка активных фильтров на судне Наладка активных фильтров на судне

Применение активных фильтров с обычными «шестипульсными» преобразователями частоты является хорошей альтернативой более сложным и дорогим преобразователям AFE (Active Front End). Дополнительное преимущество состоит в возможности размещать активный фильтр отдельно от привода. В стесненных условиях судовых электротехнических помещений это важно.

Привод подруливающего устройства

Привод подруливающего устройства. Применен преобразователь частоты с 6-пульсной схемой выпрямления и активный фильтр.

Набросы реактивной мощности отрицательно влияют на устойчивость генераторов судовой электростанции при их параллельной работе. Если эти набросы происходят при пусках двигателей, пусковой ток пытаются уменьшить с помощью УПП (устройств плавного пуска) на базе тиристорных регуляторов напряжения. Такое решение чревато неприятностями, вплоть до коротких замыканий в обмотках статоров двигателей.

Двигатель подруливающего устройства мощностью 1 МВт

Двигатель подруливающего устройства мощностью 1 МВт (слева), включаемый через тиристорное устройство плавного пуска (в центре)

В процессе пуска ток в обмотке статора нелинейный, с высоким содержанием гармоник, и не каждый двигатель способен вынести такие нагрузки.

Ток и напряжение статора

Ток и напряжение статора асинхронного двигателя подруливающего устройства при разгоне тиристорным устройством плавного пуска

Активные фильтры отлично работают в судовых электроустановках, компенсируя динамично изменяющуюся реактивную мощность и высшие гармоники.

Активные фильтры в составе судовой электростанции

Активные фильтры (в центре) в составе судовой электростанции

Специалисты Инженерного центра «АРТ» имеют большой опыт работы в судовых электроустановках и соответствующие разрешительные документы (Свидетельство о соответствии предприятия требованиям Российского морского регистра судоходства, сертификаты BOSIET и др.).

Предложения Инженерного центра «АРТ»

Полный комплекс работ по созданию систем компенсации высших гармоник и реактивной мощности в электроустановках до и выше 1000 В (низкого и среднего напряжения).

Контактная информация