Накопители энергии

Batteries.

Накопитель энергии являются одним из ключевых элементов в гибридных системах с функциями бесперебойного электроснабжения (UPS, UMD) и управления активной мощностью (Peak Shaving Systems, Power On Demand).

Выбор типа и параметров накопителя является сложной инженерной задачей. Необходимо учитывать не только его мощность и емкость, но и много других факторов:

- электрические параметры: диапазон рабочих и предельно допустимых напряжений, номинальные и максимальные значения тока заряда/разряда, внутреннее сопротивление;

- зависимость электрических параметров от температуры, времени и количества зарядных циклов;

- параметры цикла заряда/разряда: продолжительность, частота повторения;

- параметры окружающей среды: диапазон температур, вибрации, наличие загрязнений и агрессивных газов в атмосфере;

- возможности по размещению: максимально допустимые габаритные размеры и вес, возможности по обеспечению принудительного охлаждения (воздушного или водяного);

- предельную стоимость накопителей;

- гарантированный срок службы.

Для многих типов аккумуляторных батарей необходимо постоянно контролировать параметры их работы: напряжения, ток, температуру ячеек батареи, количество циклов и время наработки, а также периодически реализовывать сервисные циклы заряда/разряда. Требуется применение системы контроля работы батарей – battery management systems (BMS).

По физическим принципам накопители, применяемые в гибридных системах, могут быть разделены на три группы:

- механические: маховики, гидроаккумуляторы, пневматические аккумуляторы;

- электрические: конденсаторы и «суперконденсаторы» (ионисторы);

- электрохимические: аккумуляторные батареи, водородные топливные ячейки, нано-ионные ячейки.

Новые технологии, применяемые в последние годы при разработке и изготовлении аккумуляторов и «суперконденсаторов», позволяют более широко применять их в качестве «больших» накопителей в гибридных системах, в судовых электроустановках и в системах электроснабжения технологического оборудования промышленных предприятий. Батареи становятся компактнее, легче, дешевле, долговечнее, менее подвержены влиянию окружающей среды, требуют значительно меньше затрат на их обслуживание.

Просто спросить...?

Свинцово-кислотные аккумуляторные батареи.

Старейший и наиболее распространенный тип аккумуляторных батарей в системах гарантированного электропитания промышленных предприятий.

Преимущества.

- Высокая перегрузочная способность при разряде.

- Позволяют работать как в режиме заряд/разряд, так и в режиме поддержания заряда.

- Низкая цена.

Недостатки.

- Низкая удельная емкость.

- Малое количество циклов заряда/разряда.

- Относительно низкий зарядный ток.

- Свинцово-кислотные АКБ нельзя хранить в разряженном состоянии.

- Ограниченный диапазон рабочих температур.

В конце заряда из электролита выделяются взрывоопасные кислород и водород. В некоторых свинцово-кислотных АКБ, производимых по технологии AGM, применяют электролит в форме геля, который абсорбирует и регенерирует выделяющиеся газы. Такие АКБ проще в обслуживании, но существенно дороже.

Макет системы бесперебойного питания.

Макет системы бесперебойного питания ЧРП со свинцово-кислотными аккумуляторами.

Литиево-ионные аккумуляторные батареи (ЛИАБ).

Быстрыми темпами развиваются технологии, связанные именно с этим типом батарей.

Преимущества.

- Высокая плотность запасенной энергии как на единицу объема, так и на единицу массы.

- Относительно большой зарядный ток.

- Низкий саморазряд.

- Полная герметичность.

Недостатки.

- Высокая стоимость комплектной батареи с системой контроля и управления Battery Management System (BMS).

- Пожарная опасность – риск возгорания при перегреве и физическом повреждении элемента батареи.

Большинство применяемых в России литий-ионных батарей производятся в Китае или в Южной Корее.

В настоящее время строятся и запускаются линии по производству ЛИАБ в России. Выпускаемые батареи будут предназначены для применения на электротранспорте, в источниках бесперебойного питания, в системах накопления электрической энергии.

Шкафы литиево-ионной батареи РЭНЕРА.

Шкафы литиево-ионной батареи РЭНЕРА 124 кВтч.

Новые типы аккумуляторов.

Технологии производства аккумуляторов постоянно развиваются. Известны успешные разработки аккумуляторов натриево-ионных, алюминиево-ионных, железо-ионных. Благодаря применению более дешевых материалов стоимость хранения энергии в таких аккумуляторах может быть существенно ниже, чем в литиево-ионных аккумуляторах.

Аккумуляторы на базе проточных электролитов.

Во всем мире получают распространение проекты накопителей электрической энергии с такими аккумуляторами. Существует большое количество разных типов электролитов как химических, так и органических. Параметры удельной емкости, мощности и количества циклов сильно различается в зависимости от типов электролитов и мембран. Самым большим недостатком данного типа батарей является низкий КПД цикла заряд/разряд (от 50% до 80%). Как правило, проточные аккумуляторы применяются в проектах систем накопления электроэнергии большой емкости.

Ионисторы.

Физический принцип работы - электрический (перенос ионов в электролите между электродами из углерода) или электрохимический. По техническим характеристикам ионисторы имеют определенное сходство с конденсаторами, обладая при этом большей удельной емкостью. Зачастую их называют «суперконденсаторами» или «ультраконденсаторами».

Преимущества ионисторов (суперконденсаторов) перед электрохимическими аккумуляторами.

- Больше значение токов заряда и разряда. Высокая удельная мощность.

- Более широкий диапазон рабочих температур (зависит от применяемого электролита).

- Проще контроль заряда и разряда.

- Большое количество циклов и продолжительный срок службы.

Недостатки.

- Удельная емкость «в разы» меньше, чем у электрохимических аккумуляторов.

- Относительно высокая цена.

Батарея суперконденсаторов в лаборатории Инженерного центра «АРТ».

Батарея суперконденсаторов в лаборатории Инженерного центра «АРТ».

Зачастую при построении гибридных систем одновременно применяют аккумуляторы и суперконденсаторы. Таким образом можно скомпоновать оптимальную систему с требуемой пиковой мощностью и максимальной энергетической емкостью.

Водородные топливные ячейки также могут применяться в системах накопления электрической энергии, но данный тип накопителя не является обратимым. Для выработки электроэнергии он потребляет запасенный водород, произведенный ранее в процессе электролиза или химической реакции. Удельная емкость такого накопителя может быть очень высокой в зависимости от способа хранения водорода. В настоящее время системы хранения электроэнергии на базе водородных топливных ячеек являются коммерчески мало привлекательными из-за высокой стоимости оборудования системы преобразования и высокой стоимости запасаемого водорода.

Предлагаем:

- Квалифицированный выбор оборудования аккумуляторных батарей и суперконденсаторов для решения задач замещения вращающегося резерва, бесперебойного питания, сглаживания пиковых активных нагрузок и др.

- Разработку технических решений по подключению электрических накопителей к оборудованию преобразовательного звена: защитные и коммутационные аппараты, цепи предзаряда, системы контроля батарей (BMS).

- Разработку компоновочных решений шкафов аккумуляторных батарей.

- Разработку накопителей морских и речных судов с электрическими и гибридными силовыми установками.

- Поставку батарей литиево-ионных аккумуляторов и суперконденсаторов российских и зарубежных производителей.

- Шефмонтаж и пусконаладку поставляемого оборудования.

Защитный блок с функцией предзаряда для подключения шкафа АКБ.

Защитный блок с функцией предзаряда для подключения шкафа АКБ.

Контактная информация.